За технический проект атомохода отвечало Центральное конструкторское бюро «Айсберг», ядерной энергетической установки — Опытное конструкторское бюро машиностроения им. Африкантова. За РИТМ-200 конструкторы в прошлом году получили премию Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Ледокол будет работать в восточном, самом сложном, секторе Севморпути — на Чукотке. «Новые ледоколы необходимы для развития СМП и всей российской Арктики. За последние 10 лет грузопоток по трассе вырос почти на порядок и ежегодно обновляет рекорды. В этом году динамика сохраняется, по объемам грузопотока идем с превышением показателей аналогичного периода прошлого года», — сообщил гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев. Владимир Путин конкретизировал: «В 2022 году по Северному морскому пути перевезли 34 млн т грузов, в 2023-м — 36 млн т, в этом будет около 38 млн т, а в 2030-м, уверен, — и более 100 млн т».
По традиции перед спуском на воду ледокол крестят — разбивают о борт бутылку шампанского, символизирующего морскую пену. Крестной матерью «Чукотки» стала руководитель образовательного фонда «Талант и успех», председатель совета федеральной территории «Сириус» Елена Шмелева. «Ледоколы не только обеспечивают навигацию в северных широтах и доставляют грузы в самые труднодоступные регионы, они также необходимы для исследования Арктики, в том числе ученым «Сириуса», — отметила она. Как оказалось, в тот же день ученые «Сириуса» вернулись из 45‑дневной арктической экспедиции, где выясняли, как влияет деградация мерзлоты на уровень углерода в морях. Привезли много проб грунта и воды. «Очень хочется, чтобы научно-исследовательская функция ледоколов развивалась и дальше, — добавила Елена Шмелева. — Это важно для укрепления наших позиций в области научного освоения Арктики, которое является одним из больших приоритетов стратегии научно-технологического развития России».
После крещения рабочие Балтзавода разрезали задержник — металлоконструкцию, удерживающую ледокол над водой. И вот нарядный, украшенный шарами цветов российского триколора, с государственным флагом и гербом на носу ледокол плавно съехал в воду. Судно поставят к причальной стенке и продолжат достройку. Сдача в эксплуатацию запланирована на 2026 год. Сооружение ледоколов проекта 22220 продолжается: строится «Ленинград», готовится к закладке «Сталинград» — пятый и шестой серийные. Владимир Путин подчеркнул, что «Сталинград» должен быть заложен в следующем году — «как и договаривались». В проекте федерального бюджета на 2025–2027 годы на строительство атомных ледоколов предусмотрены 31,32 млрд рублей.